Возврат автомобиля – дело очень серьезное и компании, продающие автомобили очень неохотно идут на это.
Во-первых, следует обратить внимание на ст. 503 Гражданского кодекса РФ: в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству. Это значит, что вернуть автомобиль возможно только лишь в случае выявления серьезных недостатков. Предъявить претензию (а после ее предъявления и иск) покупатель может к продавцу, уполномоченному по претензионной работе, изготовителю или импортеру.
Следует отдельно оговорить сроки возврата автомобиля:
- 15 дней после передачи товара покупателю – в случае обнаружения дефектов;
- 2 года – в случае обнаружения существенных недостатков или дефектов, на устранение которых понадобится срок, превышающий норму;
- 10 лет со дня передачи автомобиля потребителю – если не установлен срок его службы.
Однако, следует помнить, что вернуть автомобиль или обменять его – очень сложно, в связи с тем, что автомобиль входит в перечень продукции, не подлежащей возврату и обмену. При этом, не стоит отчаиваться и если дефект действительно серьезный – вернуть товар и получит за него денежные средства вполне реально (но, скорее всего, в судебном порядке). Также, следует помнить, что продавец (производитель) товара не вправе отказать покупателю автомобиля в гарантийном ремонте (при установленном на автомобиль гарантийном сроке). Конечно, это не относится к случаям, если автомобиль неисправен по причине неправильной эксплуатации, транспортировки, хранении, воздействия на него третьих лиц или непреодолимой силы. В остальных случаях (соответственно, если дефект произошел по вине продавца (производителя) — автомобиль обязаны отремонтировать.
Во время ремонта, продавец (производитель) не вправе нарушать установленный законом срок на ремонт автомобиля. Срок ремонта не может превышать 45 дней с момента обращения, при этом не важно имеются ли у продавца (производителя) необходимые детали. Затягивание срока ремонта является грубым нарушением и предоставляет вам право вернуть автомобиль.
Если же возвращать деньги за автомобиль не планируете – можно взыскать пени, за нахождение в ремонте автомобиля свыше 45 дней. Пени составляет 1% от цены товара за каждый день просрочки. Если же автомобиль продавец (производитель) все же не принимает, денежные средства вернуть отказывается – необходимо составить претензию, в которой указать:
- свои анкетные данные;
- кем, когда и где приобретался автомобиль;
- саму проблему;
- ваши требования;
- ссылки на нормы законодательства;
- необходимые документы;
- дату и подпись.
Если в течении 30 дней ответ на претензию не поступил (или вам отказано) – можно обращаться в суд. Для этого необходимо составить исковое заявление, где также изложить:
- кем, когда и где приобретался автомобиль;
- саму проблему;
- ваши требования;
- ссылки на нормы законодательства.
Далее приложить к исковому заявлению необходимые документы (для уточнения необходимых документов да и в целом составления искового заявления – лучше обратиться к юристу) и направить его в суд. Также обязательно приложите расчет неустойки и иных, полагающихся по закону выплат (штраф, моральный вред, расходы на услуги представителя и т.д.)
Уже непосредственно в суде необходимо поучаствовать в судебном заседании, представить все необходимые доказательства и дождаться решения суда. После получения решения – подождать еще 1 месяц для вступления его в силу и обращаться с ним к продавцу (изготовителю) для возврата автомобиля, или его ремонта, или взыскания неустойки (смотря какие требования указаны в исковом заявлении и решении суда).